Желание стать актрисой у неё появилось к окончанию школы. И это было только её решение. По её же признанию, мать её не понимала, не была ей другом: «Мою мать бесило во мне все: внешность, одежда, манера разговора. Я не хотела доставлять ей неприятности, но всё равно огорчала».
Не менее сложными были отношения с педагогами ГИТИСа, куда она поступила в 1982 году. Она училась на курсе Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова. И уже на 1-м курсе случился её дебют в кино. Это была картина Павла Чухрая «Клетка для канареек». И сразу главная роль. В театральном вузе съемки в кино категорически не приветствовались.
А Женя снималась и довольно много. «За непослушание меня каждый год выгоняли с курса, потому что кто-нибудь обязательно доносил, что Добровольская снова снимается, или в прокате появлялся новый фильм». И каждый раз она писала покаянные письма Людмиле Касаткиной: «Простите, больше не буду! Позвольте мне учиться!». И каждый раз Людмила Ивановна снисходительно разрешала.
Добровольская нарушила ещё одно табу. Она не только продолжала сниматься, но ещё и родила. В той самой дебютной «Клетке для канарейки» она познакомилась с молодым актером Вячеславом Барановым, который сыграл главного героя.
Она вышла за него замуж и на 4-м курсе родила сына Степана, за что Людмила Касаткина её «гнобила», не давала спокойно жить и даже отняла главную роль в дипломном спектакле. «Никогда не забуду, как стояла с огромным животом в прихожей в доме Людмилы Ивановны и униженно молила не забирать у меня роль». На что Людмила Ивановна ей ответила: «Нет, дорогая.
Ты теперь никогда не будешь артисткой, ты будешь мамой!». Это звучало как приговор. И видимо на всю жизнь сформировало сложное отношение ко всем женщинам-начальницам и коллегам.
После института она недолго работала в МХАТе им.Горького, где худруком была Татьяна Доронина. Татьяна Васильевна не видела её как актрису. Не выгорело ничего в «Табакерке», где было много актрис её возраста, к тому же учениц Олега Табакова. Интриговать и воевать за роли ей не хотелось, а хотелось только играть.
Пробиться в «Современнике», где была высокая конкуренция среди женской части труппы, было сложно. Но под крылом Галины Волчек открылся театр-студия «Современник-2», куда пришла Добровольская и где познакомилась с Михаилом Ефремовым. К этому времени она уже развелась с первым мужем и с радостью бросилась в омут новых страстей.
Их роман с Михаилом Ефремовым начался во время постановки спектакля «Тень». Они вместе работали, вместе жили, потом поженились. Спустя некоторое время театр-студию взял к себе Олег Ефремов. Так в 1991 году Евгения Добровольская стала актрисой МХТ им.Чехова, где наконец обрела настоящий дом. Она сразу получила Нину Заречную в «Чайке».
То, что она была невесткой Олега Ефремова и родила ему внука Колю, конечно, сыграло свою роль. При Олеге Николаевиче она стала ведущей актрисой театра, за что мхатовские примы поначалу её недолюбливали. По воспоминаниям Евгении, рядом с Татьяной Лавровой курить было небезопасно:
«Лаврова могла «случайно» стряхнуть на тебя пепел». Они враждовали до такой степени, что Аркадина-Лаврова чуть ли не била Заречную-Добровольскую зонтиком во время спектакля. Ия Саввина могла Женю обматерить при всех.
А примирил её с народными артистками развод с Михаилом Ефремовым, с котором прожила семь лет. Про свою жизнь с Ефремовым Добровольская вспоминала, что жили они очень бурно. «Миша мог и табуреткой кинуть, я уворачивалась, а могла и ответить. Однажды в больницу оба попали. Мы друг друга любили, но потом просто устали друг от друга. Любовь должна доставлять радость, а не мучение.
Когда я это поняла, подумала: а почему бы совсем не избавиться от этого груза?». А ещё Михаил пил, и она вместе с ним. По пьянке он выяснял со всеми отношения, дрался и попадал в милицию. И она тоже рядом. Так продолжаться не могло, да ещё у Ефремова начался новый роман с актрисой Ксенией Качалиной.
После развода Добровольская осталась с двумя детьми. И начала жизнь заново. И эта жизнь поначалу была несладкой. Из-за сложных семейных обстоятельств она вынуждена была жить с детьми в автомобиле «Лада». Но это был короткий период, потом всё наладилось. Она много снималась. В её фильмографии более сотни работ в кино и сериалах…
На протяжении 30 с лишним лет сыграла на сцене Художественного театра десятки главных ролей. Но хотелось ещё больше, потому что всегда считала себя театральной актрисой. Уже про неё молодые актрисы говорили, что у неё сложный характер – слишком прямолинейный, резкий.
«Я сама себе хозяйка, ни от кого не завишу, никому ничего не должна. Что имею — все моё: квартира, загородный дом», — говорила она в интервью. Она очень любила свой дом в подмосковной Загорянке, престижном стародачном поселке, где её соседями были известные артисты.
В 2002 году она родила третьего сына Яна. Журналисты долго гадали, кто отец ребенка. Оказалось, женатый Ярослав Бойко. Их роман с Добровольской закрутился во время съемок в фильме «Подозрение». Родители Евгении узнали о её новой беременности… из газет.
И это было для них шоком. Когда малыш появился на свет, Евгения говорила, что даже рада, что в этот раз будет воспитывать ребенка одна, никто не станет мешать. Хотя Бойко ребенка признал, дал свою фамилию, занимался им и помогал материально.
В 44 года Евгения Добровольская в третий раз вышла замуж и родила дочь Настю. Её мужем стал кинооператор Дмитрий Мананников, который был моложе на 13 лет. Познакомились они на съёмках сериала «Счастье по рецепту». Они прожила вместе 16 лет. Всё это время актриса была главным добытчиком в семье, что, по её признанию, тяготило: «Признаюсь, я никогда не видела в мужчине опору, поэтому и не стремилась замуж — это мужчины настаивали на походе в ЗАГС».
В 2022 году пара рассталась без скандалов и раздела имущества. Именно Дмитрий оказался рядом, когда год назад Евгении Добровольской поставили страшный диагноз. У неё обнаружили онкологию да ещё слишком поздно. О своих проблемах со здоровьем она не рассказывала, но и утаить было невозможно.
Когда она ложилась в больницу, спектакли с её участием отменяли. Она сильно похудела. И это была не та худоба, к которой она всегда стремилась и добивалась изнурительными диетами. Когда ей становилось лучше, она приходила в театр. Боролась, очень хотела жить, не теряла надежды. Последний раз она вышла на сцену 23 июня в спектакле «Космос».
Театр оплачивал её лечение, помогал её детям. Ситуация обострилась осенью, когда стало понято, что спасти её невозможно, только облегчить физические страдания. В декабре её госпитализировали в центр паллиативной помощи. В хосписе навещали только члены семьи. Не хотела, чтобы в таком состоянии её видели коллеги. Понимала, что уходит.
Сделала исключение только в свой день рождения – 26 декабря, когда ей исполнилось 60 лет. Артисты МХТ пришли её поздравить и устроили для неё настоящий концерт, звучала её любимая музыка, песни. Она была рада видеть всех. Вместе со всеми пела. Но и прощалась со всеми…
10 января Евгении Добровольской не стало.