За свою карьеру в кино Михаил Кононов сыграл много ролей, которые уже давно стали классикой. Но, пожалуй, самые запоминающиеся из них три. Это Нестор Петрович, учитель истории из «Большой перемены», писарь Яшка – «Финист – Ясный сокол» и Крыс, космический разбойник, из «Гостьи из будущего».
Наблюдая за его ролями многие думали, что актер и в жизни такой же, как на экране – наивный и добродушный словно ребенок. Но это было далеко не так. Актер отличался стальным характером и даже иногда мог проявить тиранию.
Может быть, такие черты характера в нем зародились после трагедии, которая случилась, когда актер отмечал свой 30-ти летний юбилей?
Итак, Михаил Кононов.
Творческий юноша
Михаил Кононов коренной москвич, родился за год до войны. Когда началась война, то мама увезла сына в деревню и долго скрывалась там от немцев. Когда фашистов погнали от столицы, семья вернулась в Москву.
Уже, будучи школьником, Миша был непременным участником всех школьных постановок. Некоторые сценарии писал сам, репетировал с другими школьниками, сам выходил на сцену. Поэтому нет ничего удивительного, что после получения аттестата, выбор будущей профессии перед ним не стоял. Талантливый юноша решил поступать в Щепкинское училище. И уже в студенческие годы снялся в дебютной картине – «Наш общий друг».
После окончания училища его распределили в Малый театр. Он успешно играл в театре, но главной его страстью стало кино. Его стали много приглашать на съемки. При этом уже тогда к нему приклеилось трагикомическое амплуа. Хотя сам Михаил Кононов хотел играть более серьезные роли.
В кино один, в жизни – другой
Поэтому он очень сильно дорожи теми, не очень частыми ролями, в которых мог полностью раскрыть свой актерский потенциал. Именно такой картиной стала лента Тарковского «Андрей Рублев», в которой он сыграл монаха Фому. Хотя роль и была второго плана, но Кононов всегда считал ее одной из самых любимых в своей биографии.
Немного простодушный внешний вид актера создал вокруг него ореол добрейшего человека, который просто не способен на решительные поступки. Но это было очень обманчивым впечатлением. Кто лично был знаком с актером отмечали, что характер Михаила Кононова был далеко «не сахар».
Не можешь – не берись!
Взять, к примеру, съемки «Большой перемены». Эта картина принесла Кононову известность на всю страну. Но тем, кто работал рядом с ним пришлось очень несладко, а больше всего доставалось актрисе Наталье Богуновой, которая исполняла роль учительницы Светланы Афанасьевны.
Часто Кононов допускал оскорбительные и даже обидные слова в адрес актрисы. Так он характеризовал ее работу в картине. Наталья нередко после таких слов плакала, но актер будто не замечал этого, а продолжал свои едкие замечания.
Личная жизнь
Характер актера долго мешал ему устроить личную жизнь. Только когда ему исполнилось 29 лет, он повстречал ту, единственную. Девушку звали Наталья, и она была на девять лет младше актера, удивительно красива и обаятельна.
Всегда веселая и в любой компании была заводилой. Симпатия оказалась взаимной и все шло к свадьбе.
Трагедия
Но в свадебные приготовления неожиданно вмешалась мама актера. Не объясняя причину своего недовольства, она категорически была против новой невестки. Доводов сына она просто не слышала. Актер с матерью не спорил, а решил, что все изменится в день его рождения. И тогда, наверняка, две главные женщины в его жизни, найдут путь к примирению.
Но во время празднования опять разразился скандал. Мать актера ушла в другую комнату, и вскоре ее обнаружили там бездыханной. Оказалось, что женщина… покончила с собой.
Теперь всю жизнь, день рождения актера превратился в день траура. Трагедия сильно повлияла на и так непростой характер актера – он стал еще более замкнутым.
Молодая жена, чувствуя себя отчасти виноватой в случившемся – решила всю себя посвятить супругу. Она ушла с работы, перестала встречаться с друзьями… Всю себя посвятила дому и устройству быта, чтобы любимый супруг полностью посвятил себя творчеству.
Не рожай!
Постепенно Михаил Кононов привык к тому, что жена полностью растворилась в его судьбе. И он хотел, чтобы так оставалось и дальше. Поэтому, когда встал вопрос о ребенке, он был категорически против этого.
Он боялся, что ребенок просто отвлечет внимание жены, а он отойдет на второй план. Надо будет менять привычный уклад жизни. Наталья перечить не стала – Михаил был самым главным для нее человеком в этой жизни.
Когда в стране наступили 90-е, кино стали снимать мало. Михаила Кононова по-прежнему много приглашали играть, но он все чаще стал отказываться. После прочтения очередного сценария он говорил:
«Это же антиискусство, антиэстетика. Мы же не должны поддерживать ни порок, ни массовый психоз».
Юная пассия
Актеру исполнилось 50 лет, когда он решил воплотить давнюю свою мечту – открыть собственную театральную студию, где будут играть молодые таланты. Так сложилось, но проект оказался провальным. Но у него появилась молодая знакомая, которую звали Ритой. Девушке было 18 лет и она очень мечтала стать актрисой.
Ее взгляды на жизнь были в чем-то схожи с взглядами Михаила Кононова. Возможно, поэтому она и привлекла его внимание. И постепенно они стали неразлучны. Те кто знал актера в тот период говорили, что Рита заменила актеру дочь. Другие уверяли, что тут дело в другом, и никакого отцовства тут и в помине нет…
Супруга актера, Наталья, к тому времени стала жаловаться на здоровье. Она перенесла две операции и чтобы восстановиться, супругами было принято решение переехать в деревню, подальше от городской суеты. В деревне она часто была одна, а муж навещал ее вместе с молодой знакомой. Это было странное соседство, но Наталья скандалы не устраивала, считая это увлечение мужа временным явлением.
Обманщица
Наталья даже не догадывалась, как она ошибалась в юном «даровании». У Риты были серьезные намерения. И в частности на квартиру актера. Все кончилось тем, что обманом она принудила актера переписать на нее московскую квартиру.
Узнав об этом, Наталья стала бороться, пытаясь отвоевать квартиру. Состоялось несколько судебных процессов… Вся эта ситуация не могла не отразиться на здоровье супругов. Наталья слегла в больницу, а сам актер стал чувствовать себя все хуже, переживая предательство Риты.
Мастер
Последний раз в кино Михаил Кононов снялся в фильме «В круге первом», где сыграл дворника Спиридона. Эта роль стала именно той точкой, которую и хотел поставить актер в конце своего творческого пути. Он желал запомниться зрителю непобежденным мастером. Так и произошло. Прошло много лет, но и сегодня роль дворника Спиридона считается лучшей в карьере Михаила Кононова.
После этого актер начал много болеть. И очень переживал из-за забвения. Вот что он говорил в последний год своей жизни:
«Лежал в больницах с инфарктами, никому до меня дела не было. Ни одна собака не вспомнила! Шутка ли — в девяти больницах провалялся! Только вот Наташа рядом».
Михаила Кононова не стало в середине июля 2007 года. Он ушел, но его роли навсегда останутся с нами.