Александра Градского не стало 28 ноября 2021 года. 72-летний музыкант не оставил завещания, и после его смерти родственники принялись судиться за имущество артиста.
В судебных баталиях участвовали последняя жена мэтра Марина Коташенко, родившая ему двоих детей, а также его взрослые сын и дочь от третьей жены Ольги Градской.
Враждуя из-за наследства, близкие певца даже не могли прийти к единому мнению по поводу памятника, так что на могиле Градского до недавнего времени стоял простой деревянный крест. Лишь в октябре этого года вдова установила вместо него монумент из черного мрамора.
Близкий друг композитора, известный журналист Евгений Додолев поделился с «КП» воспоминаниями: о том, как Градский относился к шумихе вокруг своего имени, и о работе над фильмом «Романс о влюбленных», после которого к нему пришла всесоюзная слава.
Самый молодой композитор СССР
Не без досады читаю так называемые «новости о Градском»: «Жена и дети певца получили в наследство 22 объекта недвижимости. Результаты войны за имущество артиста стали известны из судебных постановлений».
Начиная где-то с осени 2019 года, когда мы работали над третьей книгой (которая так и не увидела свет из-за смерти АБГ), Саша настойчиво просил меня после его кончины напоминать коллегам, что он был прежде всего музыкантом, а потом уже рок-скандалистом, мужем да отцом, ТВ-персоной (наставником из шоу «Голос»).
Хочу сдержать обещание. Напоминаю: ровно полвека назад, в ноябре 1974 года, экспертный совет авторитетного издания Music Week присудил 25-летнему советскому композитору звание Star of the Year («Звезда года»).
Годом ранее, в 1973-м, Саша сочетался браком со студенткой Натальей Смирновой, вспоминал про жену № 1: «Это был молодежный поступок, и у нас были поначалу чудесные отношения, которые постепенно стали исчезать».
В том же 1974-м вышел фильм «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского, для которого Саша написал саундтрек. Он рассказывал:
«Кончаловского ко мне привел Петров (музыковед Аркадий Петров. — Авт.). Они вдвоем ввалились в студию, когда я записывался, и, естественно, напоролись на мат, которым я их послал. Очевидно, Андрона это цепануло.
И Кончаловский, возбужденный, заявил: «Буду его снимать! В главной роли!» И сразу же раздумал. Потому что я в профиль повернулся. Оказалось, что с таким носом главная роль — тем более советского моряка — ну никак не получается».
Работа над саундтреком стала для Градского «школой жизни». Все мучения, по его мнению, были из-за того, что «непрофессионалы» ставили перед сочинителем «идиотские задачи» и… пытались обмануть:
«Поначалу со мной заключили контракт на шесть песен. Я был доволен, потому что на тот момент зарабатывал, играя на танцах, восемьдесят рублей, ну или сто (в месяц). А тут выписали мне гонорар в шесть сотен. И я думал: «Вот это бабки, сейчас загуляем…»
И вдруг мне звонит друг из музыкальной редакции «Мосфильма», Саша Костин: «Они возьмут твои песни, заплатят 600 рублей, потом придет член Союза композиторов, возьмет твою музыку, скомпилирует ее и получит кучу денег, тысяч восемь, не меньше!
Так уже случалось с молодыми талантливыми ребятами». Я тут же набираю Андрона: «Или я буду автором музыки к фильму и получу все деньги, или иди к черту!» — и бросил трубку. А тогда музыку к картинам писали только члены Союза композиторов.
Самым молодым композитором в кино был Марк Минков. Но даже ему было 29, а не 23, как мне. Кончилось все тем, что я вошел в историю как самый молодой советский композитор, с которым заключили контракт на написание музыки.
Пробил это дело Андрон, который всем объяснил, что я ненормальный и что он ничего не может со мной поделать. Так я получил свои первые большие деньги, купил машину и стал свободным человеком».
«Как они вообще нами управляют?»
Градский вспоминал:
«Музыки мне показалось мало, и я стал править тексты. И поправил стихи Булата Окуджавы. Это не улучшило наших отношений, понятное дело. Окуджава обиделся на Кончаловского, который позволил все это проделать.
Потом, за несколько лет до его смерти, мы помирились. Дело было на каком-то банкете. Мы с ним сидели рядом с одним политиком, очень известным. Демократическим таким. И политик как-то некрасиво ел курицу.
Приличный человек, все нормально, но как-то вот не получалось у него с этим делом. И весь он был какой-то измазанный и как-то очень жадно ее ел… Я смотрел на него искоса и вдруг поймал взгляд Окуджавы, который тоже смотрел на него.
Таким же точно взглядом, как и я. Мы переглянулись. Подтекст того, как мы переглянулись, был такой: как они вообще нами управляют? С курицей справиться не могут…»
Не знаю, за какие именно заслуги Саша получил премию Music Week Star Of The Year Award и связано ли это было с его работой над фильмом. Более того, он и сам не знал. Но факт остается фактом: уже полвека назад Александр Борисович Градский был признан «сертифицированным гением».
Справка «КП»
У музыканта было четыре жены. С первой супругой — Натальей Градской — он прожил всего пару лет. Вторая жена — актриса Анастасия Вертинская, они были в браке с 1976 по 1980 год, хотя расстались еще в 1978 году.
В третьем браке с Ольгой Градской у Александра Борисовича родились двое детей — Даниил и Мария. Четвертая жена, модель Марина Коташенко, была моложе Градского на 35 лет. Она родила музыканту двоих сыновей: Александра (ему сейчас 10) и Ивана (ему 6).