Один роман на всю жизнь и роли, которые не повторить: откровения Валентины Теличкиной

«А меня Иван Сидорович Нефертити назвал!» — с улыбкой вспоминает Валентина Теличкина эпизод из фильма «Начало». Эта фраза, как и знаменитое «Нельзя мне целоваться… слаба… млею», ушла в народ. Мало кто знает, что именно Валентина придумала «Нефертити». В этом вся она — искренняя, простая и талантливая.

Ещё в детстве её называли «артисткой», а во ВГИКе за глаза прозвали «Село». На мой взгляд, за этой простотой скрывался природный магнетизм, который сделал Теличкину одной из самых ярких актрис отечественного кино.

Деревенская «Нефертити»

«В детстве я представляла себя то Золушкой, то Царевной-лягушкой», — делится Валентина Ивановна. Родившись в многодетной крестьянской семье, она с юных лет мечтала о сцене. Но её путь к славе был далёк от сказки.

История семьи Теличкиных полна драматизма. Отец Валентины, Иван Фёдорович, был талантливым мастером. Его валенки славились на всю округу, пока успех не обернулся бедой: дважды раскулаченный, он чудом избежал расстрела. Семья потеряла дом, землю и скот. «Главное богатство — это семья», — говорил он.

«Когда я заявила, что стану актрисой, отец был категорически против. Он сказал: «Ну почему ты у меня такая несерьёзная, что годишься только на это?»» — с улыбкой вспоминает актриса. Но её любовь к искусству — танцам, гитаре, драмкружку — оказалась сильнее.

В 1963 году она уехала в Москву и с первой же попытки поступила во ВГИК: «Я была счастлива. Хлеб был бесплатным, стипендии хватало. А Москва, театры и музеи казались продолжением сказки».

От «Журналиста» до «Не может быть!»

Третьекурсница Валентина дебютировала в фильме «Таёжный десант», но настоящая слава пришла к ней после роли Вали Корольковой в «Журналисте». Её героиня стала воплощением скромности и душевной теплоты. «Я сыграла Валю от испуга, ведь профессионализма ещё не было», — откровенничает актриса.

Несмотря на успех и множество предложений, Теличкина отказывалась играть нечто похожее, она не хотела стать актрисой «одной роли».

Поначалу односельчане не понимали её выбора:

— Валя-то в деревне первой красавицей была бы! Зачем уехала?

Но когда отец увидел восторженные отзывы критиков, он с гордостью показал соседям газетные вырезки: «Вот видите, дочка хорошо играет!».

После «Журналиста» были «Начало», «Пять вечеров», «Не может быть!» и многие другие работы — фильмы, которые сделали Теличкину знаменитой. Её героини сочетали внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, а сама актриса осознанно подходила к ролям. «Мне важно, чтобы фильм нёс в себе что-то настоящее, а не просто развлекал», — поясняет она.

*

*

Валентина, кстати, никогда не считала себя красавицей: «Красота — понятие относительное, мне приятно, когда отмечают мои человеческие качества, а не внешность».

«Женатые для меня не существовали»

Несмотря на народную любовь, личная жизнь актрисы была далека от романтических киношных историй: «Во ВГИКе меня никто не интересовал, я боялась, что меня обвинят в погоне за московской пропиской».

Первые отношения стали для неё болезненным опытом. «Этот человек был манипулятором. Это даже романом не назовёшь, скорее — скверный анекдот. Сейчас это называют абь.юзом», — вспоминает она. Отец, познакомившись с её избранником, предупредил: «Он никого не любит, кроме себя». Со временем Валентина признала его правоту.

«Женатые для меня не существовали», — подчёркивает актриса. Её принципы помогали сохранять достоинство.

Слухи о романах с режиссёрами она быстро развеивала: «Когда говорят, что актрисы попадают в кино через постель, — это чушь. Я никогда не позволяла себе оскорблять режиссёров таким образом».

Семья и единственный роман

В 35 лет Валентина Теличкина встретила своего единственного. Архитектор Владимир Гудков стал её судьбой. Они познакомились на семинаре в Болгарии и прожили вместе 41 год, до последнего дня Владимира: «Он был похож на моего отца: терпеливый, умный и надёжный».

*

*

Семья всегда была для неё на первом месте. Вместе с мужем они вырастили сына Ивана, который окончил МГИМО и стал успешным юристом: «Иван всегда тяготился моей славой и тем, что меня узнают». Сегодня у неё подрастают трое внуков, которыми актриса гордится.

Возвращение на экраны

Кризис 90-х заставил Валентину сделать паузу, но к началу 2000-х она вернулась с новыми силами. Её роль в сериале «Бригада» напомнила зрителям о её таланте.

В фильме «Огород» (2022) Теличкина сыграла женщину, которая нашла любовь в зрелом возрасте.

Эта работа принесла ей заслуженную награду за лучшую женскую роль.

Легенда, которой восхищаются

Интерес к жизни актрисы не угасает. Её мысли о современном кино находят отклик:

«Сейчас, в непростое время, нужно поддерживать зрителя хорошими фильмами. Почему-то героями становятся слабые или порочные персонажи. Но ведь можно снимать о настоящих людях, которые преодолевают трудности и остаются достойными».

Зрители по-прежнему восхищаются ею: «Уникальная актриса, нежная, бесконечно талантливая. Таких не бывает, а она есть».

В январе 2025 года Валентине Ивановне исполнится 80 лет (дай Бог, всё будет хорошо). Но возраст для неё — лишь цифра. В 2021 году актриса похоронила мужа. В трудные моменты она находит утешение в живописи: «Я рисую то, чего мне так не хватает».

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Один роман на всю жизнь и роли, которые не повторить: откровения Валентины Теличкиной
«Мой маленький комочек счастья, тебе сегодня годик»: Ольга Орлова поздравила дочь с днем рождения