Она сыграла больше 70 ролей в кино и сериалах и перестала сниматься всего пару лет назад. Впервые она появилась на экранах в 1965 году в фильме «Первый учитель», за роль в котором получила Золотой кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале. Никто даже не догадывался поначалу, что в кино она попала по ошибке.
За время съёмок она успела выйти замуж за Андрона Кончаловского, который после развода уверял, будто ему было скучно с женой, слишком уж она покладистая. Сама Наталия Аринбасарова позже уверяла, будто маму Кончаловского любила даже больше, чем мужа.
Влюблённая в балет
Наталия Аринбасарова с ранних лет страстно мечтала о балете. Однажды она увидела на улице объявление о наборе в хореографическое училище.
Ей было всего 9 лет, и слово «хореографическое» в её лексикон вовсе не входило, она даже не поняла его значения. Зато подпись о том, что в учебном заведении готовят артистов балета, была предельно ясна.
Конечно, она хотела стать балериной и выступать на сцене в красивой юбке-пачке. Правда, мама не хотела даже слышать об этом, боялась, что дочь станет хуже учиться в школе, не получит золотую медаль и потом провалится в институт.
Но Наталия рыдала так горько, что мама смилостивилась, но велела все необходимые документы собирать самой, её к этому не привлекать. Можно только представить, сколь страстным было желание 9-летней девочки, что она прошла все необходимые инстанции сама. Даже в милиции побывала, откуда зачем-то тоже требовали справку.
А потом ходила на просмотры тоже сама. И её приняли. Радости девочки не было предела. Учиться ей было реально трудно. Рано утром она вставала и ехала в хореографическое училище. Потом за ней приезжала мама с супом в кастрюльке, кормила, и Наталия бежала в школу, потом садилась за уроки, и так каждый день.
Но её старание дало свои плоды, уже через год её рекомендовали к поступлению в хореографическое училище при Большом театре. И она, девочка из самой простой семьи, стала учиться в Москве.
После Алма-Аты, где она разрывалась между двумя школами, тут ей было значительно легче, весь учебный процесс был выстроен так, чтобы юные балерины успевали и образование получать, и в профессии совершенствоваться.Наталия Аринбасарова до сих пор с теплотой вспоминает то время.
Учащиеся хореографического училища принимали участие в постановках Большого театра, в Театре имени Немировича-Данченко, в спектаклях, которые шли на сцене Кремлёвского дворца. Они работали на одной сцене с Галиной Улановой и Майей Плисецкой, затаив дыхание, смотрели из-за кулис, как танцуют великие балерины.
В первый фильм попала по ошибке
Наталия мечтала о большой славе, правда, её подвело здоровье. Уже во время учёбы в училище при Большом у неё обнаружили порок сердца. Стало понятно, что постоянные физические нагрузки, которым подвержены балерины, ей противопоказаны.
Но училище она всё же решила окончить, а когда на предпоследнем курсе у них стали преподавать актёрское мастерство, педагог тут же отметил талант юной балерины именно в этой сфере. Наталия запомнила и даже сразу же спланировала свою жизнь на несколько лет вперёд.
Она решила отработать необходимые три года в Алма-Ате, так как именно туда её должны были распределить. После этого она собиралась вернуться в Москву и поступить в театральное училище.
Но судьба привела её в профессию даже раньше, чем сама она на это рассчитывала. В хореографическое училище однажды пришел Андрон Кончаловский, искавший девушку восточной внешности для съёмок в фильме «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова.
Ему нужна была очень худенькая юная девочка, поэтому выпускниц он даже не рассматривал. Режиссёру понравилась девушка из Казахстана с младших курсов, он решил, что она будет играть у него главную роль, но при этом совершенно забыл записать её фамилию.
Когда же ему понадобилось пригласить её на фотопробы, он позвонил в училище и попросил прислать на «Мосфильм» маленькую худенькую девочку из Казахстана. В училище сильно разбираться не стали, почему-то решив, будто речь идёт об Аринбасаровой. И отправили её на пробы.
Конечно, Кончаловский удивился, увидев совсем не ту балерину, которую он утвердил на роль. Но после разговора с Наталией сделал фотопробы и утвердил её на роль.
Правда, позже ей пришлось лететь ещё на кинопробы в Киргизию, причём в период выпускных экзаменов в училище, но всё же после этого её окончательно утвердили на роль Алтынай. И фильм этот принёс ей не только славу и признание, но положил начало её роману с Андроном Кончаловским.
Маму любила больше
Андрону Кончаловскому было тогда 26 лет, Наталии – 17. Вспыхнувшие чувства режиссёр подкреплял обещанием жениться, как только выпустит фильм.
Юную девушку, воспитанную родителями в строгости, он очаровал своим умом и образованностью, он знал много всего интересного, увлечённо рассказывал о том, что он и Андрей Тарковский написали сценарий фильма «Андрей Рублёв».
В общем, юной выпускнице хореографического училища понадобилось не так много времени, чтобы влюбиться в режиссёра.
Съёмки были очень сложными, несмотря на чувства, Кончаловский никаких поблажек Наталии не делал.
Ругался на неё, если ему казалось, что лицо её выглядит круглее, чем накануне, не давал есть ничего, кроме капусты и моркови, заставлял переснимать дубль за дублем, если ему что-то не нравилось.
Его требовательность и чёткое понимание смысла картины дали прекрасный результат: Наталия Аринбасарова в Венеции получила Золотой кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале.
К тому времени она уже была женой Кончаловского, причём вышла за него замуж вопреки воле родителей, которые сочли режиссёра слишком несерьёзным и взрослым для своей дочери.
К его маме Наталия Аринбасарова испытывала симпатию ещё до знакомства. Андрон с гордостью рассказывал о том, что Наталья Кончаловская пишет стихи и поэмы, причём очень талантливо, но при этом занимается домашним хозяйством и преспокойно при необходимости чистит унитазы.
Но в первую встречу Наталья Петровна покорила будущую невестку своей невероятной доброжелательностью.Мама Андрона Кончаловская откровенно восхищалась красотой Наталии и даже показывала её своим соседям по даче на Николиной горе и говорила, что она «чистый Гоген».
Когда Наталия уже стала женой Кончаловского, Наталья Петровна часто просила невестку надеть её юбку в красный горох с оборками и станцевать испанский танец. И не было во всём мире зрителя благодарнее и восторженнее.
Мама Андрона не стеснялась проявлять свои чувства, она часто говорила Аринбасаровой тёплые слова, а Наталия позже говорила, что в браке с Кончаловским, кажется, любила его маму больше, чем его самого.
В 1966 году у Кончаловского и Аринбасаровой родился сын Егор, а вот брак их просуществовал всего 5 лет. Андрон всё время стремился уехать за границу, а потом нашёл себе возлюбленную-француженку.
И Наталья его отпустила, не устраивала истерик и скандалов, напротив, узнав, что у него появилась другая, она сама потребовала развод. К тому времени она уже давно поняла, что жизни ей с режиссёром не будет.
Слухи о его изменах ходили постоянно, причём были они вполне обоснованными, и жене это просто надоело. При этом Кончаловский много лет спустя скажет о том, что Наталия Аринбасарова была идеальной женой, красивой, хозяйственной, но она ни с кем не спорила, была слишком хорошей, а потому для него оказалась скучной.
Одна, но не одинока
После развода с Кончаловским Наталия Аринбасарова долго в одиночестве не скучала, вскоре она уже вышла замуж за художника Николая Двигубского и прожила с ним 10 лет. В браке родилась дочь Екатерина, но когда Двигубский решил вернуться на родину во Францию, актриса категорически отказалась.
Она не представляла себе, чем может заниматься в другой стране. Карьера её в СССР была вполне успешной, а за рубежом вся её жизнь проходила бы в безделье, а она прекрасно понимала, что просто зачахла бы там от тоски.
Через пару лет после развода у актрисы начался роман с режиссёром Эльдором Уразбаевым. С ним она прожила 16 лет, но официально регистрировать свой брак так и не захотела. А когда отношения стали себя изживать, рассталась и с ним.
Причём Наталия Утевлевна со всеми мужьями сохранила прекрасные отношения, она дружила даже с третьей женой Кончаловского Вивиан Годе, а с родителями Андрона всегда общалась очень тепло и всегда была в их доме желанной гостьей.
Наталия Аринбасарова не раз признавалась: все её мужья были очень талантливыми людьми, и она многому у них научилась. И она вовсе не обижается ни на кого из них, жизнь так скоротечна, что нужно уметь радоваться каждому мгновению.
И для неё одиночество – это не про обиды, это возможность получать удовольствие, не зависящее от того, есть муж или нет. Она после расставания с третьим, Эльдором Уразбаевым, могла бы выйти замуж ещё не раз, поклонников у актрисы хватало. Но сама для себя она решила, что ей уже достаточно браков.
Она очень много снималась, в том числе и в фильмах своих взрослых уже детей. Причём и Егор, и Екатерина считали маму своим талисманом, поэтому обязательно приписывали для неё хотя бы эпизод.
Живёт она в доме вместе с сыном и его семьёй, причём для неё Егор Кончаловский сделал отдельный вход, и у Наталии Утевлевны там всё автономно, своя кухня, прихожая, гостиная и спальня.
Причём Егор сразу сказал: для неё дверь на его с женой половину всегда открыта, а она, если вдруг устанет от их шума и суеты, всегда может закрыться и не видеть остальных домашних хоть неделю, хоть месяц.
Все бытовые вопросы сын взял на себя. А Наталия Аринбасарова, если захочет, может просто общаться с внуками и радовать их своим присутствием.
Хоть и говорит актриса о том, что безусловно счастливы могут быть только глупые люди, которые настолько черствы сердцем, что не замечают тех, кто попал в беду и нуждается в помощи, сама она, конечно, счастливый человек.
Вырастила замечательных детей, написала книгу, сыграла множество ярких ролей. И живёт сейчас в атмосфере любви, которой окружают её самые дорогие люди.
Наталья Утевлевна очень никогда не держала зла на Андрона Кончаловского, напротив, она радуется, что нашлась в его жизни женщина, которая заставила его остепениться и сделала счастливым.