«В центре таких уже нет, но на периферии ещё встречаются».
Эта фраза Остапа Бендера ёмко описывает актёра театра и кино Максима Аверина. Ну обо всём по порядку.
Мировоззрение артистов – это всегда нечто удивительное. Мне лично очень нравится изучать эту тему, сталкиваешься с самыми разными мнениями. Творческий человек ведь по-особенному смотрит на мир. А уж если это такой опытный и талантливый актёр как Максим Аверин…
Этот мужчина умеет по-настоящему удачно шутить, очаровывать, а главное – играть разные роли. Театр и кино он знает очень хорошо и понимает, какие там сейчас есть проблемы, и чего боятся актёры. Взгляд на работу у него поистине уникальный. Познакомимся с ним сегодня. А ещё узнаем, какие далеко идущие планы есть у Аверина.
С детства артист
Про Максима можно сказать, что он родился на Мосфильме. Оба родителя работали там, мама шила костюмы, а отец был художником-декоратором. Это была очень необычная и темпераментная семья. Они развелись, когда Максиму было 16 лет. Просто не могли дальше жить вместе.
О детстве он очень подробно рассказывал изданию «7 дней». Его мама была очень деятельной, сильной женщиной. Она справлялась и с собственным слабым здоровьем, и сына поднимала на ноги, когда тот страдал от экземы.
Аверин делился, что с матерью у него особая связь. Поэтому, когда в 2017 этой прекрасной женщины не стало, артист долго не мог прийти в себя. Зато отец привил любовь к чтению, занимался с сыном спортом, а ещё отвёл заниматься в театральную студию при Доме кино.
Что интересно, не семья определила творческий путь Максима. Тут главную роль сыграла соседка Марина Яковлевна. Она работала в издательстве иностранной литературы. Женщина очень привязалась к мальчику, учила. Она же поддержала в стремлении стать артистом.
«Я очень рано знал, чего я хочу, и четко следовал этой цели», – делился Аверин в разговоре с «Вечерней Москвой».
Неудивительно, что уже в 6 лет мальчик попал на съёмочную площадку. Его отец работал над фильмом «Похождения графа Невзорова». Юного Максимку сняли в маленьком эпизоде, где он танцует среди толпы. Даже лица не видно.
Но представляете, какое это событие для ребёнка? Режиссёр Александр Панкратов-Черный в программе «Мой герой» потом с умилением вспоминал этот эпизод.
Театральные амбиции
Путь привёл молодого человека в Щукинское театральное училище, где училось немало других будущих звёзд. Он поступил со второго раза, хотя думал, что талант сразу увидят и восхитятся.
Но настоящим университетом Аверин называл театр «Сатирикон», куда пошёл работать после выпуска. Сначала там были неинтересные и проходные роли. Молодой артист даже думал уйти, но сам Константин Райкин остановил его. И когда в 2002 г. режиссёр Юрий Бутусов ставил Макбета, у Максима появилась первая важная роль. Начался период славы.
Театр так и остался самым важным в жизни. В интервью и беседах он нередко сравнивает театральное искусство и кинематограф. Например, в разговоре с «АиФ» Максим говорил так:
«Мне интересен театр, живое общение. То сиюминутное, прямо на твоих глазах происходящее, оно меня возбуждает».
В кино же, по его мнению, актёр может спрятаться за спецэффектами, декорациями, музыкой. На сцене же хорошо видно, кто и что из себя представляет.
Думаю, всё-таки талант актёров в фильмах – тоже вещь важная, но и мнение такого опытного человека, как Аверин, сбрасывать со счетов не стоит, всё-таки он знает эту кухню изнутри. Себя он тоже оценивает критически, не стесняется говорить о том, как плохо играл раньше.
В кино
Несмотря на такой взгляд, в этой сфере Максим тоже себя нашёл. Он дебютировал в комедии «Любовь зла» в 1999 г. Другой важной работой были «Магнитные бури» с совсем не смешным сюжетом. За этот фильм актёр удостоился нескольких наград.
Абдрашитов, режиссёр «Бурь», стал ещё одним учителем Аверина. Заставил молодого человека отказаться от игры-мимикрии и показать настоящие способности.
*
*
По-настоящему он состоялся, как актёр, после роли хирурга в «Карусели». Это была не единственная «медицинская» роль. Очень важной была игра в драматическом сериале «Склифосовский». Там мужчина тоже стал хирургом, врачом, который разочаровался во многом в жизни.
На выставке-форуме «Россия» он говорил, что «операционные кадры снимаются подчас по времени как настоящая операция». Очень там много деталей, и всё нужно учесть.
Нельзя не упомянуть и о роли следователя Глухарёва в сериале «Глухарь». После этого проекта Аверину на улице проходу не дают – так много поклонников.
Анна Якунина, с которой Максим снимается и дружит, даже жаловалась телеканалу ОТР: «С ним в поезд невозможно было зайти. Просто что-то невероятное».
А актёр вниманием наслаждался.
*
Максим вообще, кажется, может показать кого угодно. В «Соборе» он сыграл Петра I, причём очень ярко, эмоционально, сильно. Для этой роли актёр и историю изучал, и верховой езде обучился. Съёмки были непростыми, Максим присоединился к группе, когда процесс был в самом разгаре.
Как думаете, кто помог ему справиться с волнением? Гримёр! В «Моём герое» артист делился, что люди этой профессии – как психологи на съёмочной площадке.
Что значит профессия артиста
К актёрскому мастерству Аверин относится с большой ответственностью. Он считает, что такой человек не должен сидеть на месте.
Нужны развитие, конкурентоспособность. Многие же приходят в профессию чисто ради того, чтобы стать звёздами, при этом боятся отходить от клише, что-то новое привносить. Поэтому кто-то даже в театр не идёт, выбирает кино и хочет использовать только готовое.
У Аверина отношение к своей работе очень трепетное.
«Спектакль — это событие. И я к нему готовлюсь особенно», – рассказывал он газете Myslo.
Но при этом он отходит от привычного восприятия театра, как семьи. Такое восприятие он считает ошибочным. И предупреждает: врастать в эту профессию не стоит.
Невозможно сидеть на месте
Сам Максим точно не прирастает к одной работе. Это видно по тому, как однажды, в 2018 г., он ушёл из «Сатирикона» в «Московский академический театр сатиры». Казалось бы, куда из родных стен? Актёр не раскрывает точных причин изменений, отрицает возможность конфликтов. По его словам, просто настало время двигаться дальше.
Может, что-то и случилось. О Райкине Аверин по-прежнему отзывается очень тепло. Он даже мысленно советуется, порой, с мастером.
«Райкин — мастер, который всегда со мной».
Сейчас Максим ещё и руководит концертно-филармоническим объединением в Сочи, планирует в этом городе создать театральный центр. И у него всё прекрасно получается.
Человек невероятной энергии, правда? Остаётся пожелать ему удачи и новых свершений. Вот такие актёры поддерживают и театр, и кино.