Её голос невозможно спутать ни с чьим другим. Он язвительный, бывает нежный, а иногда и по-детски озорной. Татьяна Васильева ворвалась на театральные подмостки более 50 лет назад и до сих пор остается одной из самых востребованных актрис.
Мало кто знает, но будущая звезда родилась в простой ленинградской семье под фамилией Ицыкович. Отец крутил гайки на заводе, мать корпела над цифрами в бухгалтерии. В тесной квартире на окраине города подрастали две сестры – Алла и младшая Таня.
Соседи до сих пор вспоминают, как маленькая Танька превращала их двор в театральные подмостки. То она Золушка, то Баба-Яга, то принцесса. Родители хватались за голову: дневник пестрел тройками, а дочь вместо уроков пропадала в драмкружке.
«Актрисой она у нас будет, точно актрисой», – качала головой мать, и как в воду глядела.
Окончив школу в 1965-м, Татьяна тайком от семьи подала документы в театральные вузы Москвы. И, о чудо – ее приняли сразу в несколько, включая знаменитую Школу-студию МХАТ. Васильева выбрала курс легендарного педагога Василия Маркова. Приезжал отец уговаривать бросить эту затею, но девушка была непреклонна – только сцена, только театр.
«Во мне жило просто сумасшедшее, всепоглощающее желание играть. Я ни о чем другом не могла и думать. Это было сильнее меня самой», — признается актриса.
Штурм театрального Олимпа
В 1969 году с дипломом МХАТа Васильева пришла в Московский театр Сатиры. Худрук Валентин Плучек ввел дебютантку в спектакль «Женский монастырь» на крошечную роль. Но уже тогда Татьяна поняла, что ради одной минуты на прославленных подмостках стоило жить.
Увы, первый блин вышел комом. Роль Комиссара в спектакле «У времени в плену» обернулась громким провалом. Критика разнесла молодую актрису в пух и прах, называя ее игру «беспомощной и фальшивой». Возможно, не обошлось без антисемитских нападок из-за «неправильной» фамилии.
Но Татьяна не сдалась. Стиснув зубы, она доказывала спектакль за спектаклем, что достойна большего. И театральные боги сжалились. Роль Марьи Антоновны в гоголевском «Ревизоре» в блистательном дуэте с Андреем Мироновым стала ее звездным часом. Зал лежал от хохота, купаясь в искрометном юморе и пластике молодой актрисы.
«Я поняла: это мое, мое! Страхи ушли, я почувствовала себя свободной и счастливой. Сцена стала моей жизнью», — делится Васильева.
Примой театра она стала после небывалого успеха «Ревизора». Дальше были триумфальные роли в спектаклях «Маленькие комедии большого дома», «Бешеные деньги», «Горе от ума». Партнерами Татьяны выступали корифеи – Папанов, Ткачук, Менакер.
В ее игре органично сочетались острая характерность, клоунская эксцентрика и мощный лирико-драматический темперамент.
Служебный роман и первый развод
В стенах МХАТа Васильева встретила свою первую любовь – однокурсника Анатолия Васильева. Высокий красавец свел с ума девушку своей внешностью и горячим сердцем. В 1973 году Таня и Толя поженились, актриса взяла фамилию мужа.
Поначалу семейная жизнь била ключом. В 1978-м у пары родился сын Филипп. Оба супруга много снимались, строили карьеру. Но со временем их брак дал трещину. Анатолий все больше оставался в тени знаменитой жены. А Татьяна, напротив, неслась по карьерной лестнице вверх. В театре только и говорили, что о новой восходящей звезде.
Прожив 10 лет, Васильевы развелись. Официальная причина – непримиримые противоречия. Татьяна долго тянула эту лямку, но и ее терпение лопнуло. Она ушла, оставив бывшему мужу квартиру и мебель. С сыном виделась урывками между репетициями и спектаклями.
«Я ушла в профессию с головой, чтобы заглушить боль и обиду. Театр стал для меня всем – и мужем, и домом, и семьей. Только на сцене я чувствовала себя живой и нужной», — признается Васильева.
Второй брак и громкий скандал
В 1983 году в жизни Татьяны произошло сразу два события – она снова вышла замуж и громко хлопнула дверьми Театра Сатиры, ставшего родным за 15 лет. Причиной стал новый супруг, актер Георгий Мартиросян. Худрук Валентин Плучек отказался брать его в труппу, и Васильева со скандалом ушла.
С Мартиросяном она познакомилась на съемках фильма «Адам женится на Еве». Статный красавец-армянин вскружил голову разведенной актрисе. Вспыхнул страстный роман, итогом которого стала дочь Елизавета, рожденная в 1986-м. Однако и этот брак Васильевой просуществовал недолго.
Георгий оказался ветреным мужем, заводил интрижки. Татьяна ревновала, устраивала сцены, прощала. Пока в один прекрасный день не застала благоверного в постели с актрисой. Последовал безобразный скандал с битьем посуды и швырянием пепельницы. Васильева вновь осталась одна с двумя детьми на руках.
«Предательство близкого человека – это как нож в сердце. Я места себе не находила, выла от боли. И снова спасалась только работой. Уходила в театр, как на войну, забывая обо всем», — вспоминает актриса.
Главные роли и всенародная любовь
Уход из Театра Сатиры многие считали авантюрой, но в Маяковке Васильева быстро стала своей. «Бег», «Да здравствует королева, виват!», «Жизнь Клима Самгина» – каждая премьера становилась событием. Параллельно она снималась в «Дамский портной», «Увидеть Париж и умереть», «Адам женится на Еве», а режиссеры выстраивались в очередь.
А потом случилась «Самая обаятельная и привлекательная» и пошло, поехало. «Сердца трех», «Бабник» – зрители влюбились в её героинь с острым языком и независимым характером.
«Все думали, что я такая же, как мои персонажи – бойкая, неунывающая. А я после съемок приходила домой и ревела в подушку. Но это моя кухня, зрителю об этом знать необязательно», – вспоминает актриса.
92-й год стал переломным – громкое увольнение из Маяковки «за нарушение дисциплины». Театральная Москва гудела: одни говорили о звездной болезни, другие о закулисных интригах. «Знаете, в театре как в семье – не всё гладко бывает. Но грязное белье на людях не стираю», – отрезает Васильева.
Последние 20 лет она сотрудничает с разными театрами, много играет в антрепризе. Ее визитной карточкой стали спектакли «Ну, и пусть!», «Орнифль», «Валентинов день», где драматизм соседствует с тонкой ироний и гротеском.
Моноспектакль «Вся эта суета», поставленный сыном Филиппом, идет с неизменным аншлагом. Билеты раскупаются за месяц, чтобы увидеть игру мастера, которому подвластны все жанры и краски.
Семейные ценности
С возрастом Татьяна Васильева научилась ценить простые радости. Ее главное богатство сегодня – дети и внуки. Сын Филипп окончил ВГИК, дочь Лиза – журфак РГГУ, оба подарили Татьяне Григорьевне пятерых обожаемых внуков. Актриса признается, что живет ради них, готова носить на руках и баловать.
«Внуки – мой смысл жизни, мое продолжение. Я мечтаю, чтобы у каждого была собственная квартира в центре Москвы. Готова пахать круглые сутки, лишь бы им было хорошо», — улыбается Васильева.
Несколько лет назад бывшая жена Филиппа сбежала от него с детьми в Германию. Она запретила отцу и бабушке видеться с мальчиками. Татьяна лично летала в Берлин, нанимала адвокатов, отстаивала право на общение. Сейчас страсти поутихли, внуки приезжают на каникулы, а Филипп счастлив в новом браке.
Откровения о личном
Татьяна Васильева не любит распространяться о своей частной жизни. Она предпочитает держать на замке скелеты, гремящие в шкафу. Лишь однажды проговорилась, что в молодости была влюблена в своего учителя – знаменитого режиссера Валентина Плучека.
«Плучек сыграл важнейшую роль в моей судьбе. Он разглядел во мне актрису, поверил, когда другие сомневались. Если бы не разница в возрасте, я бы, наверное, родила от него ребенка. Между нами была не просто интрижка, а глубокое чувство», — признается Татьяна Григорьевна.
Были в жизни Васильевой и другие мужчины – влиятельные, состоятельные, талантливые. Роман с бизнесменом Арифом Алекперовым, по слухам, снабдил актрису деньгами и квартирой. Сама она эти сплетни никак не комментирует, храня верность принципу: счастье любит тишину.
Недавно вышел скандал с близким другом Васильевой, актером Станиславом Садальским. Тот разболтал в телеэфире пикантные подробности ее личной жизни, чем нажил себе злейшего врага. Татьяна обвинила бывшего партнера в предательстве и пообещала больше никогда не подавать ему руки.
«Стараюсь держаться подальше от грязи и склок. Да, в моей судьбе было немало ошибок. Я любила, страдала, ошибалась, как и все. Но я прожила свою жизнь честно, не предавая себя и своих принципов. И горжусь этим», — говорит актриса.
Секрет вечной молодости
Глядя на Татьяну Васильеву сегодня, трудно поверить, что ей 77. Стройная, подтянутая, сияющая – она даст фору любой молодой.
В чем же секрет ее неувядающей красоты и энергии?
«Надо любить жизнь и профессию. Гореть тем, что делаешь. И никогда не сдаваться, что бы ни случилось. Вот мой рецепт. Да, морщинки и седина никуда не денутся. Но это мои заслуженные боевые шрамы, а не повод киснуть», — смеется актриса.
Васильева признается, что пробовала на себе самые модные косметические процедуры – от уколов ботокса до подтяжек. Но главное, по ее мнению, сохранять интерес к жизни и людям, не терять вкуса к своему делу. Душевная молодость и азарт – вот настоящие секреты красоты.
«Актриса не имеет права быть старой и страшной. Только не я! Буду играть роковых красоток до ста лет. А силы мне дают сцена и благодарные зрители. Ради этого стоит жить и работать», — улыбается она.
Сегодня Васильеву можно увидеть на сцене родного «Ленкома», куда она вернулась после долгого перерыва. Здесь блистала Инна Чурикова, с которой Татьяну связывали непростые отношения. Кто-то видел в них соперниц, кто-то дополняющие друг друга противоположности. Но Васильева неизменно отзывается о Чуриковой с огромным пиететом.
«Мы с Инной две разные планеты, но обе служим театру. Я никогда не мечтала занять ее место. У меня свой путь и предназначение. Хочу и дальше удивлять зрителей, брать новые высоты. Для меня это и есть настоящее счастье», — говорит актриса.
Казалось бы, что ещё покорять? За плечами десятки главных ролей, все мыслимые награды, любовь зрителей. Но Васильева продолжает удивлять.
«Знаете, я всё ещё жду ту самую роль, – признается она в гримерке после спектакля, – такую, чтобы до мурашек, чтобы сама себя заново открыла».
На вопрос о призвании актриса отвечает без привычного пафоса: «Театр – это не работа, это диагноз. Либо ты им болеешь, либо нет. Я вот болею уже полвека, и, похоже, это неизлечимо».
В свои годы Васильева играет в нескольких спектаклях, снимается в кино и ведёт творческие вечера.
«Стареть некогда, – отмахивается она от разговоров о возрасте. – У меня внуки подрастают, надо им показать, как жить на полную катушку. Да и вообще, уныние – это не про меня. Меня ещё на репетициях научили: упал – встал, отряхнулся и пошёл дальше».