— Она нравилась Брежневу, но ещё больше его жене Виктории Петровне — Ольга Аросева. Расскажем

В театре ее любили и побаивались. Любили за талант, харизму, способность поддержать беседу на любом уровне, за верность и высочайшую ответственность, которую она проявляла в процессе работы.

А еще любили за разносолы, которые она готовила дома и приносила с собой в театр. Еще бы не любить – обаятельная, женственная, которая могла очаровать мужчин моложе себя лет на 20.

Но личная жизнь Ольги Александровны, несмотря на четыре брака, не задалась. Говорят, характер у нее был волевой, властный. Может, этого и побаивались коллеги – театралы.

В портфолио этой замечательной актрисы, Народной артистки России, Заслуженного деятеля культуры Польши около 40 спектаклей на сцене Московского театра Сатиры и 60 ролей в художественных фильмах.

Об Аросевой отзываются, как об актрисе эпохального масштаба. Несколько поколений зрителей восхищаются талантом этой удивительной актрисы, просматривая фильмы с ее участием.

Пожалуй, наибольшую популярность Ольга Аросева получила в блистательном образе неповторимой пани Моники, регулярно посещающей телевизионный «Кабачок 13 стульев».

Зрительницы с нетерпением ждали, когда она появится на экране в новом наряде, ведь в то время журнал «Бурда» выписывали далеко не все россиянки.

Детство и юные годы

Будущая актриса родилась в столице, в 1925 году, 21 декабря. Глава семьи, Александр Яковлевич поначалу был эсером, представителем Революционной политической партии Российской империи (в отличие от Марксисткой партии, вождем которой был Ульянов (Ленин). Но в 1907 году Александр Яковлевич перешел к большевикам, и в послереволюционные годы стал чекистом.

В 1928 году он, будучи главой советской дипломатической миссии, побывал в разных странах, включая: Литву, Чехословакию, Францию.

Семья растила троих дочерей, которые после развода родителей остались жить с отцом. Надо отметить, что мать девочек, Ольга Вячеславовна Гоппен была наследницей польского дворянского рода.

С 1933 года семья Аросевых проживала в столице, в доме на Берсеневской набережной. В это время частыми гостями были творческие люди – Борис Ливанов, Владимир Немирович – Данченко, и другие выдающиеся личности.

Разумеется, девочка с интересом наблюдала за ними, и общение с актерами оставило глубокий след в памяти девочки.

К тому времени мать оставила семью и с новым мужчиной уехала на Сахалин. Ольге Аросевой было в то время пять лет. На Александра Яковлевича была возложена важная миссия – воспитание и обеспечение дочерей.

Новая беда постучала в двери неожиданно. В 1937 году во время большой «зачистки» отца девочек арестовала и вынудили дать признательные показания.

Позже, на суде он заявил, что отказывается от своих ложных показаний, данных под давлением чекистов. Но на это никто не обратил внимания – приговор к высшей мере.

Где покоится их отец, и когда был исполнен приговор дочери не знали.

На письмо Ольги к Сталину, в котором содержалась просьба о помиловании, генсек ответил, что «дело будет рассмотрено повторно», хотя в тот момент Аросева уже не было в живых.

За два года до этого, в 1935-ом году малышке представился случай лично познакомиться со Сталиным в Тушино (район на северо-западе Москвы), где проходил торжественный воздушный парад.

Вместе с папой и сестрой Оля была участницей этого исторического события. Более того, в утренних газетах было напечатано фото, где девочка стоит рядом со Сталиным.

Спустя два года произошли вышеописанные события.

Жизнь раскололась на «до» и «после»

Став уже взрослой, Ольга Александровна прочитала дневники отца, и самое тяжелое время в жизни ей пришлось пережить еще раз.

Из дневника отца дочь узнала, что во время царского режима он 4 раза был в ссылке, несколько раз отбывал срок в тюрьме.

В царской армии он служил прапорщиком, после чего перешел на сторону революционеров и привел с собой немало солдат.

Происхождение его было в богатой семье, но родители ушли рано – их приговорили белогвардейцы.

В своих рассказах об отце Ольга Александровна говорила, что отцу довелось пережить крушение веры, предательство жены и лучших друзей.

Но, какой бы тяжелой ни была жизнь, «из времени не выпадешь». Девочки находили в себе силы общаться со сверстниками, между семейными и бытовыми невзгодами находить время для посещения театра.

Ольга полюбила театр, и решила связать свое будущее с творческой профессией. Хотя, интересы у нее были разносторонние: спорт, конный спорт, дирижерская деятельность, цирковое училище.

Ее мечта была – поступить в театральный институт, но документа об окончании школы у девушки не было.

После окончания войны Театр комедии возвращался в столицу. Ольга решила испытать судьбу и явилась на собеседование с администратором театра. Ей повезло: ее пригласили на постоянную работу в должности бутафора (сотрудник, специализирующийся на изготовлении реквизитов для театральной сцены).

Однажды, когда бутафоры изготавливали из папье-маше очередной реквизит, к ним подошел Николай Акимов, известный режиссер своего времени.

В один из рабочих дней он подготовил для Ольги предложение. Подготовив документы (в том числе, диплом своей сестры, выданный Московским театральным училищем), Ольга явилась на прием к режиссеру.

В свою очередь, Акимов ознакомился с предоставленными документами, и рекомендовал Ольге приехать в Ленинград, и вступить в труппу его театра.

Надо ли говорить, что юная Ольга была «на седьмом небе от счастья». Спустя некоторое время, Ольга явилась в театр и продемонстрировала свое сильное стремление к реализации своей мечты. Акимов сдержал свое слово и включил Аросеву в труппу.

Девушка сняла комнату в холодной коммунальной квартире, экономила на продуктах, но была счастлива: она была молода, свободна, и осуществляла свою мечту стать актрисой.

Первая влюбленность в гения

Алексей Николаевич Арбузов известный советский драматург, в 1947 году приехал в Ленинград для показа новой пьесы. Юная актриса «распахнула восторженные глаза», не в силах противиться своим чувствам.

Вечерами пара проводила время вместе, любуясь городскими пейзажами и обсуждая новую пьесу драматурга.

Когда Арбузов уехал в столицу, Ольга получала от него теплые письма, но они так и остались без ответа. Испытание продолжалось около полугода.

Ольга понимала, что, сделав ставку на свою личную жизнь с Арбузовым, она тем самым поставит крест на актерской карьере.

Однако, одинокой на всю жизнь Ольга оставаться не хотела. Вскоре она получила предложение руки и сердца от Константина Жукова.

Одиннадцатилетняя разница в возрасте Ольгу не остановила, и актриса вышла замуж за мужчину, старше себя.

Пять лет, которые актриса служила в театре по протекции Акимова, пролетели, как пять месяцев. Любимый коллектив, заинтересованный зритель, изученный репертуар, любимый муж рядом – чего же можно желать еще?

Но семье понадобилось срочно выехать из Ленинграда. Причина столь стремительного отъезда заключалась в том, что Акимова объявили «безродным космополитом» (в 1948 – 1953 годах так называли политическую кампанию, члены которой были «космополитами», то есть, не патриотами, а носителями прозападных тенденций.).

В театре западную идеологию официально не принимали, журналисты во всех СМИ подняли эту нелицеприятную тему. Поэтому худрук поставил вопрос ребром: уволить Акимова из театра.

Весь коллектив одобрил это решение, и только двое – Ольга Аросева и Борис Смирнов проголосовали «против».

Позднее Акимов ответил добром своим коллегам. Он, в частности, порекомендовал Аросеву администраторам Театра сатиры, а Смирнова – Василию Ванину, лауреату Сталинской премии, служившему в театре им. Пушкина.

Семья Ольги Александровны распалась. Актриса уехала в столицу, а ее супруг не решился на отъезд из Ленинграда. Несмотря на развод, бывшим супругам удалось сохранить теплые дружеские отношения.

В возрасте 25 лет Ольга Аросева после первого же просмотра была зачислена в труппу Театра сатиры, где и осталась работать до самого заката. Здесь она познакомилась с актрисой Татьяной Ивановной Пельтцер, и вскоре они стали добрыми подругами.

Поиграть в карты, посплетничать – это туда. Актрисы могли целыми сутками обсуждать последние новости, превосходно понимая друг друга.

Но потом случилось так, что Пельтцер перешла в другой театр, и все ее роли теперь перешли в репертуар Ольги Александровны.

Свадьба с приданым

Режиссеры-постановщики Татьяна Лукашевич и Борис Равенских поставили музыкальную пьесу «Свадьбы с приданым» на сцене Московского Академического Театра сатиры.

Операторы «Мосфильма» сняли на пленку этот спектакль, настолько высок был интерес критиков и зрителей к этой пьесе. В постановке Ольга Аросева выступала вместе с Верой Васильевой, Владимиром Ушаковым, Галиной Кожакиной и Виталием Дорониным.

В этом спектакле Аросевой досталась небольшая роль – подружка невесты на свадебном торжестве.

Спектакль стал визитной карточкой театра. Когда в 1955 году труппа поехала с гастролями на целину, актеры были вынуждены работать, преимущественно, в небольших селах Алтайского края.

Обеспечение актеров было не на высоком уровне, а потому все с радостью угощались ухой. А занимался отловом рыбы для ухи ни кто иной, как Борис Иванович Равенских, гражданский муж актрисы Веры Кузьминичны Васильевой.

Примечательно, что за стол усаживались не только актеры, но и технический персонал. Во-первых, потому, что уха была, действительно, вкусной. А во-вторых – потому, что финансирование гастролей было крайне скудным.

Брак с Юрием Хлопецким

Актер долго наблюдал за Аросевой, и решился, наконец, сделать ей предложение. Актриса дала свое согласие, и несколько лет пара прожила в счастливом браке.

Но несчастье случилось, когда Ольга Александровна в 1953 году потеряла ребенка. Муж пристрастился к выпивке, а Аросева, узнав, что больше не сможет иметь детей, всю нереализованную материнскую любовь перевела на своих дорогих племянников.

Оставшись без мужа и без ребенка, Ольга Александровна «погрузилась с головой в работу». Театр стал ее «первым домом», и вся ее жизнь стала ориентиром, прежде всего, на театр.

Москвичи очень полюбили театр сатиры. На постановки трудно было достать билеты, особенно – на премьеры, которые в конце пятидесятых годов стали одним из значимых событий городской жизни.

Предложение Эльдара Рязанова

Творчество знаменитого режиссера Эльдара Александровича Рязанова в 60 – 70-ых годах было на пике популярности. Успешно показав зрителям «Карнавальную ночь» и «Гусарскую балладу», он перешел к картине «Берегись автомобиля».

Роль заботливой Любы, подруги Юрия Деточкина, предложили Ольге Аросевой, и актриса, конечно же, согласилась участвовать в картине. Чтобы уверенно чувствовать себя в кадре, актриса училась водить троллейбус на специальных курсах.

В картине она успешно справилась со своей ролью, и только в одном эпизоде вместо актрисы играла дублерша.

Съемочная группа не стала рисковать, когда водитель троллейбуса на высокой скорости «погналась» за «Волгой», управляемой Деточкиным. Партнером по фильму был Иннокентий Смоктуновский.

Режиссер предложил Аросевой роль первого плана в картине «Старики – разбойники», и актриса превосходно справилась с ролью.

Следующая картина была не менее успешной. «Невероятные приключения итальянцев в России» принесли Ольге Аросевой очередной всплеск зрительских симпатий.

Загруженность работой была полная. И тут в жизни актрисы значимое место занял актер и режиссер Валентин Николаевич Плучек.

Позже актриса назовет его «самодуром», властным и талантливым «гением». Правду сказать, поначалу у пары все было замечательно. Но это был настоящий ревнивец, слишком часто прислушивающийся к чужому мнению.

Дошло до того, что Плучек поставил Ольге Александровне твердое условие: он или Евгений Весник (с которым актриса играла в спектаклях и кино).

К тому времени Ольга Аросева уже была на пике своей популярности, увидев ее имя на афишах, зрители наполняли зал до отказа.

В итоге Плучек смирился, по-прежнему отдавал ей ведущие роли. К тому же, Аросева к тому времени получила звание Заслуженной артистки РСФСР.

Телевизионный кабачок «13 стульев»

Эта передача была очень популярной. Ее смотрели представители разных слоев общества. Молодежь слушала зарубежную музыку, женщины восхищались нарядами завсегдатаев кабачка, а мужчины широко улыбались, реагируя на тонкий юмор участников клуба.

Аросеву пригласили в проект в то время, когда у нее возникли недоразумения с Плучеком. Аросева блистала в роли Пани Моники, меняла наряды и учила тексты.

Этот процесс не только занимал все время, но и приносил хороший доход. Неподражаемый Андрей Миронов был ведущим первых выпусков «Кабачка». Он положительно отзывался о творчестве Аросевой, говоря, что «ее энергии хватит, чтобы растопить все льды Антарктиды».

Актриса рассказывала, что поначалу съемки шли очень даже непросто. Телеиндустрия тогда находилась совсем на другом уровне, и монтажные технологии значительно уступали современным возможностям.

В случае неудачной съемки невозможно было вырезать определенные кадры, и приходилось снимать всю сценку заново. Тем не менее, зрители обожали эту передачу, благодаря искрометному юмору, восхитительным нарядам и западной музыке.

Так внутри театра определилась некая группа актеров, которые участвовали в съемках «Кабачка» и, соответственно, имели хорошие доходы по сравнению с прочими актерами театра.

По сути, коллектив «раскололся» на две группы: завсегдатаев «Кабачка», и остальных актеров. Ольге Аросевой в 1976 году было присвоено звание Заслуженного деятеля культуры Польши.

Завистливые коллеги по театру старались закрыть «Кабачок». Но сделать это было невозможно, даже при всем желании. Эту телепередачу полюбил Леонид Ильич Брежнев, и его супруга, Виктория Петровна.

Если Брежнев мог долгие часы задерживаться в Кремле, то Виктория Петровна внимательно следила за расписанием телепередач, в ожидании «Кабачка 13 стульев».

Однажды, когда вышел выпуск передачи без Аросевой, жена Брежнева сразу же поинтересовалась: почему в выпуске нет Ольги Аросевой? Это известие, конечно, радовало популярную актрису.

Спектакль «Интервенция»

Режиссер в 1967 году решил поставить на театральной сцене спектакль «Интервенция». Спектакль имел большой успех, и год спустя, на студии «Ленфильм» был снят художественный фильм, по пьесе Льва Славина. Роли в этой картине были распределены между ведущими актерами, включая:

· Валерия Золотухина;

· Владимира Высоцкого;

· Ефима Капеляна;

· Сергея Юрского и других актеров.

Ольге Аросевой досталась роль мадам Ксидас. К сожалению, кинокритики не пустили картину в прокат, и она осталась пылиться на полке Госкино до перестроечного периода.

А вот картина «Трембита», вышедшая на экраны в 1968-ом году, превзошла все ожидания. Этот фильм посмотрели около 51 миллиона зрителей – бесспорно, это был грандиозный успех!

В парке «Чаир» распускаются розы

Исполнитель этого романса, Аркадий Соломонович Погодин был старше Аросевой на 24 года. Однако, эта разница в возрасте не мешала им заключить брак.

Ольга Александровна очень любила теперь бывать на даче, подаренной ей обеспеченным супругом. О такой даче Аросева мечтала давно, с самого детства.

Суетливая Москва теперь не особо радовала своими темпами жизни, а вот дача в Абуборово, расположенная недалеко от Внуково, придавала много сил, позволяла душевно отдохнуть и зарядиться положительными энергиями.

Актриса осталась без мужа в 1975 году, когда ей было 50 лет. И вновь пришлось за новыми силами обращаться к любимому театру, коллегам по сцене, новым ролям и семье, куда входили сестры и племянницы.

Марселина в «Женитьбе Фигаро»

В конце семидесятых годов на сцене театра сатиры ставили пьесу «Безумный день или женитьба Фигаро».

Обе актрисы – Пельтцер и Аросева были великолепны в роли Марселины, и играли в спектакле поочередно. Сложно сказать, какая их двух актрис лучше играла роль, ведь обе были талантливыми и работоспособными актрисами!

На телевидение сняли спектакль в том составе актеров, где играла Пельтцер, но это ничуть не огорчило ее близкую подругу, Ольгу Аросеву.

Театр и политика

Став уже известной актрисой, Ольга Александровна смело высказывалась за «свою правду». В частности, когда ее коллега Владимир Долинский был осужден за операции с валютой, она не отвернулась от актера.

По ее настоятельной просьбе Долинский был освобожден условно-досрочно, а затем получил прописку при содействии Моссовета.

Последняя роль актрисы

В 2012 году состоялась премьера спектакля «Реквием по Рамзесу», которая стала последней работой актрисы.

В этом спектакле ее партнерами по сцене были Вера Васильева и Елена Образцова, которые вызывали восхищение не только у зрителей, но и у актеров.

В 2013 году 13 октября нашей любимой актрисы Ольги Александровны Аросевой не стало. Сердце актрисы перестало биться, когда ей было 87 лет.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

— Она нравилась Брежневу, но ещё больше его жене Виктории Петровне — Ольга Аросева. Расскажем
«Она человек в возрасте»: Талызина предположила, что вынудило Брыльску поливать помоями РФ